Я все время жалуюсь не нехватку времени, это собственно одна из причин, по которой я редко пишу тут сама, а больше перепощиваю всяческое чужое интересное.
Но сегодня человек не пришел, а я решила написать про это. Человек, вернее пациент (есть у меня и моих коллег вопрос как называть тех кто обратился к психотерапевту за помошь- клиентами или пациентами? я его для себя так и не разрешила… называю и так и так…. по обстоятельствам :)
Но сегодня я работаю в больнице ( амбулаторное психиатрическое отделение Рамбама, для тех кто не в курсе) и это пациент. Тут все пациенты :)
На вирите есть слово метупаль ( מטופל ), оно гораздо более Емкое, на русском мне его очень не хватает.
Но не суть.
А суть в том что метупаль, то бишь пациент , не пришел.
И что тогда? Ну во первых казалось бы ничего, ну не пришел и не пришел …
А во вторых так то оно, да не так.
Когда человек не пришел, или сильно опоздал (и при этом предупредил или не предупредил ) все это часть процесса. Часть психотерапии. Часть его жизни, его паттернов, его бытия в целом. А так-же часть наших с ним отношений.
Даже когда терапия краткосрочная и есть очень конкретные цели, это всегда про отношения тоже, потому что встречаются два человека, конечно в определенных ролях — терапевт и пациент / клиент / метупаль , но прежде всего — два человека !
Когда пациент не приходит и не сообщает заранее , я всегда уделяю этому много внимания. Иногда я волнуюсь. Иногда злюсь (терапевт тоже человек -)) . Или волнуюсь и злюсь одновременно, и такое бывает. Или чувствую что нибудь еще.
И я стараюсь не заполнять возникшую паузу записями о предыдущем пациенте, или не убегать в телефон, а сидеть напротив пустого кресла и проверять — что я думаю сейчас? что чувствую? … все это часть нашего с ним терапевтического процесса…..
Минут через 15 я звоню. Есть психотерапевты, которые не звонят, но для меня «reaching out» это совершенно естественная вещь. Дословный перевод «протянуть руку» или » выйти к…» , имеются в виду случаи, в которых терапевт проявляет активность и инициативу, выходит навстречу к клиенту, метафорически протягивает ему руку, например звонит .
Я всегда помню что есть какие-то причины , что возможно это его динамика со мной (например ему сложно приходить на терапию, но он не знает как об этом сказать , или ему не хочется продолжать и опять же как сказать не ясно и он дает понять своим поведением), или это его динамика собой и с миром вокруг, на эту тему я недавно прочитала прекрасный пример. Амит Фехлер (мой супервизор в прошлом году) написал чудесную книгу «Отец без отца» , и там он описывает как мальчик ждал папу, чтобы пойти на футбол после школы, а папа все не шел. В итоге он узнал что папа не пришел , потому что погиб. Когда он вырос, он везде опаздывал. Фехлер описывает это так некое повторение, проживание снова и снова той травматической ситуации, когда он ждал папу и еще не знл что папы не стало.
Среди моих коллег принято взимать за такие встречи плату. Некоторые взимают ее , когда человек предупредил меньше чем за сутки , или за двое, или вообще не предупредил. У этого есть не только бизнес резон (терапевт ждал, выделил время, не назначил в это время другому клиенту , возможно оплатил няню детям, и теперь его время должно быть оплачено) но и терапевтический резон — рамки , границы, реальность, возможность не прийти и чувствовать себя хорошо ( да , да , я слышала и такое -ну не хочет человек приходить и ему не удобно что терапевт ждет и он не отменил, а заплатив он может не спокойно не приходить с чистой совестью).
Я обычно на самой первой встрече ничего не говорю о таком правиле оплаты.
Первая встреча и так не простая, наполненная тревожностью и ожиданиями, и я не хочу добавлять туда эту тему. Может это вообще не про этого человека, что сидит напротив меня.
И только когда такие вещи в первый раз случаются, то я говорю уже на следующей встрече , что так мол и так, мы об этом не говорили раньше, и поэтому в этот раз я с вас оплату не возьму, но в будущем да. И обьясняю «правила игры».
В Рамбаме человек не платит за психотерапию, но получает определенное количество встреч — от 10-12 (краткосрочная терапия) до 30 (это терапия на полгода), в редких случаях 50-60 (годичная терапия).
И встреча , на которую он вот так не пришел считается, потому что список ожидания не маленький. А если человек не пришел дважды и не предупредил, он не получает больше психотерапию, потому что есть много людей в листе ожидания, и так вот оно все в государственной клинике сурово ( и справедливо? как вы считаете? ).
Но самое главное конечно это понять истинную причину опозданий и пропусков. Только так можно помочь человеку изменить этот мешающий паттерн не только на внешнем уровне, но и достигнуть глубоких личностных изменений.
И ни в коему случае не дать моим личным реакциям помешать терапевтическому процессу. Для этого у меня есть супервизия :)
На этой оптимистической ноте я заканчиваю, скоро следующий пациент, и время мое истекло.